Приветствую Вас Гость!

Пятница, 26.04.2024, 01:50
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Дніпропетровська багатопрофільна клінічна лікарня з надання психіатричної допомоги

Маркеры и профилактика суицидального поведения.   Коваленко Т.П.

Свое отношение к окружающей действительности личность проявляет в эмоциях. Эмоционально положительное отношение человека к деятельности активизирует, как правило, его энергию и творческие возможности. И, наоборот, отсутствие положительных эмоций ведет к спаду энергии, унынию, подавленности.

Отрицательно окрашенные эмоции (угнетение, страх, разочарование, тревожное беспокойство) возникают в связи с различными неблагоприятными обстоятельствами. Степень их выраженности и длительность у людей различны. Здоровый человек устраняет неблагоприятную ситуацию, если это возможно, или адаптируется в сложившейся ситуации и не допускает срыва нервной системы.

Когда же отрицательные эмоции слишком тяжелы и имеют место у человека с ослабленной нервной системой, они могут обусловить развитие различных болезненных состояний от неврозов до психических расстройств.

Это могут быть жизненные неудачи, частые огорчения, опасения, болезнь или смерть близких, распад семьи, внезапный испуг, неприятные известия, длительная работа в неблагоприятном режиме и ряд других психотравмирующих моментов. Перенапряжение нервной системы возникает при необходимости постоянно и чрезмерно сдерживать себя и стремится не проявлять своих желаний и эмоций. Блокирование своих желаний, эмоций приводит к внутреннему конфликту.

Анализ психического состояния пациентов, совершивших суицидальную попытку, в основе которой лежали только психологические проблемы показал, что существуют несколько неосознанных форм поведения, приводящих к суициду:

Отрицание проблемы – недостаточное осознание определенных событий своей жизни, которые приносят сильную душевную боль.

Регрессия поведения – возвращение в условиях стресса к ранним, не эффективным формам своего поведения.

 

Проекция - неосознанное опровержение собственных эмоционально-неприемлемых мыслей, установок и приписывание их другим людям.

Формирование неправильной реакции на проблему: неприятие, страх, избегание, боязнь своих собственных желаний, в том числе сексуальных и агрессивных.

Интеллектуализация жесткий самоконтроль за счет выраженной зависимости от рациональной интерпретации без учета своих эмоций.

Также к маркерам высокого риска суицидального поведения относятся:

· злоупотребление психоактивными веществами и алкоголем,

· эскейп-реакция, уход из дома,

· самоизоляция,

· резкое снижение повседневной активности,

· изменение привычек: например, правил личной гигиены и ухода за внешностью,

· предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийством,

· частое прослушивание траурной и печальной музыки,

· приведение дел в порядок (оформление завещания, урегулирование конфликтов, письма к родственникам, раздаривание личных вещей)

Нужно отметить признаки предсуицидального синдрома:

- резкое и почти внезапное, сужение содержания мышления, ослабление способности видеть жизненные варианты, которые в обычном состоянии пришли бы на ум;

- сужение поля восприятия, уход в себя, чувство одиночества, размышления о бессмысленности и безысходности;

- сильное смятение, ощущение состояния полного крушения планов и надежд;

- сильная агрессия и упреки в адрес других. Болезненное ощущение «опускания рук», сообщение о намерении покончить с собой;

 

- повышенная неприязнь к себе, проявляющаяся в усилении самоотречения, ненависти к себе, стыда, вины, самообвинения;

- идея прекращения жизни, внезапное озарение, что существует возможность положить конец своим страданиям;

- бегство в фантазию, которая все более заполняется мазохистски сладострастными сценами страданий, которые придется пережить значимым другим людям после совершенного суицида;

- затишье перед бурей», когда внешне спокойный человек в деталях разрабатывает план своего самоубийства.

В структуре суицидального поведения выделяют три компонента: аффективный, когнитивный, поведенческий.

Аффективный компонент. Как правило, у кризисных пациентов наблюдаются повышенная аффективная напряженность. Они ощущают эмоциональную изоляцию, обиду, тоску, тревогу, чувство безысходности, отчаяния, в ряде случаев ощущение бессилия, стремление к уединению.

Когнитивный компонент включает представление о собственной ненужности, несостоятельности, бесцельности, мучительности дальнейшей жизни. Все это сопровождается выводами о невозможности разрешить кризис из-за отсутствия времени и возможностей. Описанные факторы играют ведущую роль у пациентов с типами реагирования по невротическому, ипохондрическому и пессимистическому сценариям.

Поведенческий компонент включает в себя высокую активность по разрешению кризисных ситуаций в алкоголизации и наркотизации, правонарушениях и агрессии, различных формах собственно суицидального поведения.

Кризисная поддержка и терапия должны включать:

- Установление терапевтического рапорта, контакта.

- Заключение терапевтического договора.

- Раскрытие суицидоопасных переживаний.

- Мобилизацию личностной защиты.

 

Кризисное вмешательство и определение цели работы с пациентом:

- рассмотрение неопробованных способов решения кризисной ситуации и нецелесоообразности суицида;

- выявление неадаптивных установок (бескопромисность, повышенная обидчивость, наивная доверчивость и т.д.);

- коррекцию неадаптивных установок (неприятие помощи, независимость в принятии решений т.д.);

- активацию жизнеутверждающей установки (поиск ресурсов, повышение самооценки);

- тренинг навыков адаптации и приемов саморегуляции.

Проблемы пациентов, перенесших суицидальную попытку, сопровождаются снижением самооценки и дисбалансом эмоционально­волевой сферы.

Важно вызвать у пациента позитивное отношение к себе, то есть научить их управлять собой, сознательно овладев новым поведенческим репертуаром , научиться быстрее прорабатывать свои негативные чувства, осознавать связь между особенностями своей личности , мотивационной сферы, поведением и предыдущими кризисными состояниями.

Индивидуальные беседы с психологом, работа в психообразовательных, тренинговых и фокус-группах, сеансы релаксации помогают пациентам пережить душевный кризис и полноценно жить дальше.